Аэросев над Чернобылем

В начале весны 1987 года меня и ведущего инженера отдела механизации Коз¬лова вызвал начальник института Савченко и сообщил, что по Правительственному заданию нас командируют в Киевский объединенный авиаотряд для оказания помощи в аэросеве семян березы вокруг четвертого энергоблока Чернобыльской АС. В аэропорту Борисполь мы встретились с руководством Киевского ОАО и управле¬ния лесного хозяйства.

Перед нами поставили задачу — провести аэросев семян березы вокруг четвертого блока до схода снежного покрова и рассказали, что после взрыва реактора хвойный лес вокруг энергоблока «почернел» и деревья пришлось убрать, что привело к ветровой эрозии почвы на данном участке. При малейшем ветре поднималась и разносилась зараженная пыль. Поэтому было принято решение закрепить грунт путем создания новых насаждений — из березы. Она оказалась более устойчива к радиационному воздействию.

В тот же день мы вмонтировали микродозатор конструкции нашего института для рассева семян в аппаратуру опыливателя самолета АН-2, провели контрольные полеты, чтобы определить необходимые нормы расхода смеси семян с песком. На другой день вылетели в Полесское (30 км от АЭС). Аэросев семян осуществлялся с Полесского аэродрома экипажами АН-2 Киевского ОАО. Задание было выполнено, но о результатах аэросева сообщить, к сожалению, не могу. На следующий год я уволился из института по семейным обстоятельствам в порядке перевода в Краснооктябрьский спецсемлесхоз (Майкопский район).

Из воспоминаний начальника сектора авиационной защиты леса Краснодарского филиала государственного научно-исследовательского института гражданской авиации — КФГ ОСНИИ ГА Николая Алентьева.