Красота на вырост

Крупнейший производитель семян овощей теперь выращивает и декоративные культуры.

Сергей Гавриш превратил своё имя во всемирно известную торговую марку. Основанная 20 лет назад компания «Гавриш» стала ведущим производителем семян овощных культур.

Продукция «Гавриш» пользуется высоким спросом не только в России, но и за рубежом. Семь лет назад компания освоила новое для себя направление — производство саженцев декоративных растений и сейчас постепенно вытесняет с внутреннего рынка европейских производителей. Основная производственная база агрофирмы «Гавриш» находится в городе Крымск Краснодарского края. Здесь на площади свыше 60 га выращиваются саженцы районированных для юга России декоративных, плодовых и травянистых культур.

От дачи – к питомнику
Рынок декоративных культур непрерывно рос последние 15 лет.

– Да, в какой-то степени это обусловлено ростом благосостояния в обществе. Только вдумайтесь: в год к нам привозят из-за рубежа четыре тысячи фур с разным посадочным материалом. Это десятки миллиардов рублей! – говорит Сергей Гавриш.

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Сергей Фёдорович Гавриш до 2007 года занимался только селекцией овощных культур и производством семян. Компания «Гавриш» стала лидером в селекции овощных культур в России и динамично развивается, осваивая уже рынки европейских стран. Визитной карточкой фирмы являются высококлассные гибриды томата и огурца. Что касается производства саженцев декоративных культур — это относительно новое для компании направление.

– Декоративные культуры я всегда высаживал у себя на даче, это было хобби, – вспоминает Сергей Фёдорович. – Покупал, как и все, на рынке импортные саженцы, они часто погибали от морозов зимой или от жары летом. Было обидно. Я заинтересовался, как правильно выбирать такие растения, и понял, что в стране никто этим не занимается. Наука не даёт ответов. Вот с этого, наверное, всё и пошло.

Основные минусы привозных растений в том, что они плохо приживаются и дорого стоят из-за транспортных расходов и таможенных сборов. Чтобы получить более качественный посадочный материал, Сергей Фёдорович заложил питомник декоративных растений. Сначала им двигал научный интерес, но скоро появилось ощущение, что производство саженцев декоративных культур в России может быть таким же перспективным бизнес-направлением, как и в Европе. Многие питомники декоративных растений в Польше, Италии, Бельгии имеют почти вековую историю, их оборот составляет миллиарды долларов.

Компания Сергея Гавриша к организации нового производства подошла основательно. Прежде всего заложили дендрарий, в котором изучали, как привезённые из разных стран и регионов растения чувствуют себя в новой среде. Этот коллекционный сад в настоящее время показывают на экскурсиях и семинарах. Здесь в рядах видны значительные выпады: многие культуры не выдержали испытаний русским климатом и погибли. Те растения, которые выжили, работники компании стали размножать и выращивать саженцы для продажи.

– Основные страны, из которых к нам привозят декоративные саженцы, — Польша, Италия, Бельгия. В них климат сильно отличается от нашего. Закон биологии никто не отменял: где родился, там и пригодился, – говорит Сергей Гавриш. – Мы предлагаем уже интродуцированные саженцы, то есть выращенные в местных условиях. Покупатель может не беспокоиться о том, будут ли они расти. Все ошибки уже оплачены нами.

В то же время, как рассказывает Сергей Фёдорович, ему пришлось встретиться со стереотипом, что крымский питомник торгует привозным материалом.

– Это не верно, – говорит Сергей Гавриш. – Мы привозим из-за границы посадочный материал, который интродуцируем в наши условия, размножаем и выращиваем уже свой материал. Кроме того, да, мы продаём импортные саженцы некоторых культур, которые сами не можем вырастить в силу технологических особенностей. Но это лишь ничтожная доля от того объёма, который мы выращиваем сами. У нас свыше 60 га посажено питомника, контейнерное производство – 6 га. Есть также питомник в Тульской области, ассортимент которого отличается, так как для каждой зоны свои растения. У нас растёт порядка миллиона растений!

Людей, которые хорошо понимают рынок декоративных растений, не так много. Ещё меньше — специалистов, которые могут работать в питомнике.

– Проблема с кадрами стоит очень остро, – отмечает Сергей Гавриш. – Специалистов по декоративному садоводству практически не готовят в вузах. В таких условиях нам приходится учиться на собственных ошибках. Компания вкладывает большие ресурсы в подготовку и обучение кадров. Студенты, которые приходят на практику, получают возможность стажироваться за границей. Все агрономы, которые работают в питомнике, имеют учёную степень. Только в этом году два специалиста защитили кандидатские диссертации на изучении культур, произрастающих в питомнике.

Доращивание — выгодный бизнес
Об организации производства в питомнике подробно рассказала Людмила Каменских, руководитель крымского садового центра.

– Крымский питомник производит плодовые саженцы, многолетние травянистые культуры, а также саженцы декоративных культур в специальных контейнерах P-9, С-3, С-5 и С-7,5 (буква обозначает тип контейнера, а цифра — размер, литраж) и в открытом грунте. Основная специализация питомника — хвойные растения, но есть и лиственные. Соотношение между ними примерно 65% к 35%.

Всю территорию питомника трудно обойти пешком — настолько она большая. Работники передвигаются на велосипедах, мопедах и тракторах. С раннего утра понедельника жизнь кипит: между рядами растений ходят покупатели, ездят прицепы, полные ароматных цветов. Женщины насыпают в контейнеры торф для новых посадок и вырубают в поле тяпками сорняки в рядах — там не достанет культиватор.

– Общая площадь питомника составляет 65 га, – показывает свою вотчину руководитель питомника Денис Сушков. – Она разделена на площадки: маточник, теплицы с туманообразующими установками, в которых укореняются черенки, площадки контейнерного производства и посадки в открытый грунт.

Площадки контейнерного производства представляют собой выровненные участки, покрытые агротканью. Высадка в контейнеры происходит вручную, а также с помощью специальной машины. В пластиковые контейнеры закладывают торф, удобрения пролонгированного действия. Заложенного в контейнеры питания хватает примерно на 8-9 месяцев. После этого по технологии предусмотрено делать перевалку в контейнеры большего объёма или в открытый грунт. Но до этого момента растения обычно продаются через розничную торговую сеть.

Растения, готовые к продаже, дожидаются своих новых хозяев на специальной площадке.

– Растения в контейнерах очень удобны для продажи. Кроме того, мы предлагаем продукт по привлекательной цене как для розничных, так и для оптовых покупателей. Для фермеров может быть очень выгодно покупать растения в контейнерах на доращивание в открытом грунте. В течение одного или двух лет они могут таким образом получить прибавку к стоимости более чем в 10 раз, – считает Денис Сушков. – Растения, выращенные в открытом грунте, тоже пользуются спросом. Как правило, это крупномеры. Вообще, мы ориентируемся на трёхлетний цикл подготовки посадочного материала: три года – это оптимальное время для пересадки растений на постоянное место.

В поле большинство операций механизировано. Посадка растений, обработка междурядий, опрыскивание и даже выкопка. Вручную делают только прополку в рядах. Данных о применении гербицидов на декоративных культурах нет, агрономам фирмы «Гавриш» приходится проводить опыты с использованием разных препаратов и самостоятельно составлять схемы их использования.

Приходит мода на лиственные
Для севооборота в питомнике сеют пшеницу, овёс и яровой ячмень. Поскольку почвы в этих краях в основном тяжёлые, глинистые, на участок высыпают рисовую шелуху, которую потом запахивают в почву. Для полива растений в поле используют капельное орошение. Высаженные в контейнеры растения поливают спринглерами в ночное время: до восхода солнца торф успевает хорошо впитать влагу.

– Высадка в контейнеры и открытый грунт происходит параллельно, и от руководителя компании требуется большая дальновидность, чтобы определить, сколько растений высадить в контейнеры, а сколько в поле. Мы полагаемся на статистику продаж. На ближайший год перед нами стоит план посадки 100 тысяч растений в поле и 150 тысяч в контейнеры, – говорит Денис Сушков.

– Рынок декоративных культур сильно подвержен веяниям моды, – отмечает Людмила Каменских. – Вот сейчас, например, большим спросом пользуются хвойные растения — туи, можжевельники. Появилась мода на многолетние травянистые растения — астильбы, хосты, эхинацеи. А с ростом озеленения городов всё больше спрашивают лиственные: берёзу, липу, клён. С учётом этих тенденций мы закладываем очередной питомник.

В питомнике каждый день можно встретить оптовых покупателей, которые приезжают сюда из разных регионов в радиусе свыше 700 километров. Мы, например, застали здесь две машины из Ростова-на-Дону и Чалтыря. Предприниматели закупали саженцы оптом для дальнейшей перепродажи в розницу.

Кубанский предприниматель Андрей Мельник, директор ООО «Рим», занимается реализацией саженцев в розницу. Он отмечает привлекательные цены в крымском питомнике «Гавриш» для оптовых покупателей и высокое качество посадочного материала.

Молодой ландшафтный дизайнер Ольга Проворченко также является постоянным клиентом крымского питомника.

– Импортные саженцы стоят примерно на 20-30% дороже за счёт транспортных расходов и таможенных сборов, – рассказывает она. – А саженцы, выращенные в крымском питомнике, не только стоят дешевле, но ещё и надёжней: это интродуцированные растения, приспособленные к нашим условиям. Я за то, чтобы таких питомников становилось всё больше, тогда саженцы декоративных культур будут доступней покупателям. Это будет стимулировать людей заниматься благоустройством своих участков. А с таких мелочей и начинаются большие изменения — в окружающей среде и культуре. По крайней мере, в это мне хочется верить.

Во что верит Гавриш
– Инвестиции в питомник декоративных растений — долгосрочный и рискованный бизнес, который совсем не дотируется государством, – говорит Сергей Гавриш. – Чтобы получить крупномер — растение размером 2 метра, требуется в общей сложности 6-7 лет. За это время могут произойти и стихийные бедствия — как, например, наводнение было в Крымске, случается летняя засуха и заморозки зимой. Два года назад, например, из-за заморозков мы потеряли продукцию на 10 млн рублей. Так что это очень рискованные инвестиции.

Руководитель отмечает, что крымский питомник пока не вышел на проектную мощность и не начал получать отдачу. Сейчас в продажу идут первые выращенные саженцы. Объём первых насаждений был крайне небольшим, 5-10 тысяч растений в год, поэтому предложение пока сильно ограничено. Но уже сейчас в год высаживают свыше 250 тысяч растений, значит, через несколько лет питомник сможет обеспечить товаром весь юг России.

– Эта отрасль сильно зависит от уровня благосостояния в обществе, – отмечает Сергей Фёдорович. – На ближайшее будущее прогнозы у экономистов не оптимистичные, но я не поверю, что мы не будем двигаться вперёд. Общий тренд в стране — вперёд и ни шагу назад. Я считаю, чтобы достичь желаемых результатов, надо долго и упорно работать. Когда у компании такие долгосрочные планы, нельзя реагировать на каждый спад. Надо идти вперёд к поставленной цели.

Опубликовано в журнале «Деловой Крестьянин»
г. Крымск, Краснодарский край