Методы оценки ресурсов фауны

Для оценки численности животных, населяющих какую-либо территорию, проводят их учет. Учет может быть как абсолютный – подсчёт всех особей на данной территории, так и относительный – учитывается лишь какая-то часть особей.

Методики учёта животных разных групп различаются: численность мелких почвенных животных устанавливают во взятых специальными приборами определённых объёмах воды или грунта; численность летающих насекомых, мелких грызунов – по числу особей, пойманных на единицу орудий лова в определённое время; численность птиц, пресмыкающихся и млекопитающих – по числу встреченных особей, количеству гнёзд и нор на определённой площади; многих млекопитающих зимой – по числу пересеченных следов и т.п. Животные обладают способностью мигрировать, и учет их численности позволяет установить приуроченность животных к определённым местообитаниям, характер и факторы, определяющие сезонную и годовую динамику численности животных, и выяснить особенности их экологии.

Так, многие птицы гнездятся на одном месте, а зимуют на другом материке, совершая ежегодные перемещения. Зимой состав лес- ной фауны невелик, те виды птиц, которые остались, стараются держаться стаями, перелетая с места на место в поисках пищи.

Стайность зимой особенно заметна у мелких птиц, например, щеглов, овсянок, снегирей, щуров, свиристелей. Но и крупные птицы держатся зимой стаями. Так, например, обитают тетерева, скрывающиеся зимой в глухих участках леса.

Зимой светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше но и потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты организма на противостояние низким температурам.

Зимняя подкормка лесных зверей и птиц – древняя традиция. Кормушки для лесных зверей, как правило, устанавливают специалисты государственных природных заповедников, национальных парков, заказников, охотохозяйств. К установке кормушек для лесных зверей и подкормке животных могут быть привлечены учащиеся.

Список рекомендуемой литературы
1. Абрамович, Е. В. Создание и изучение популяций птиц-дуплогнездников // Биология в школе. – 1996. – № 1. – С. 71–74.

2. Аксенова, Н. А. Фенологические наблюдения за животными / Н. А. Аксенова // Биология в школе. – 1994. – № 5. – С.59–64.

3. Василевская, С. Д. Урок по теме «Птицы культурных ландшафтов» / С. Д. Василевская // Биология в школе. – 1994. – № 3. – С. 36–39.

4. Ключникова, Н. М. Ботаническая экскурсия в городе это реально / Н. М. Ключникова // Биология в школе. – 2001. – № 2. – С. 55–59.

5. Кулев, А. В. Изучение поведения птиц в уголке живой природы / А. В. Кулев // Биология в школе. – 2000. – № 7. –С.50–57.

6. Козлова, О. Г. День птиц (школьный праздник) / О. Г. Козлова, В. Б. Мазо // Биология в школе. – 2001. – № 1. – С. 51–54.

7. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков, Н. М. Римский-Корсаков. – М. : Топикал, 1994. – 640 с.

8. Теплов, Д. Л. О самостоятельной работе учащихся на экскурсиях / Д. Л. Теплов, Е. В. Титов // Биология в школе. – 1997. – № 1–3. – С.51–54.

9. Яновский, С. А. Организация и ведение фенологических наблюдений / С. А. Яновский // Биология в школе. – 2000. – № 7. – С.70–74.