Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных функций лесов

Лес находится под воздействием множества природных и антропогенных факторов, снижающих его экологическую ценность, и, следовательно, качество и количество экологических услуг для человека и общества. К таким факторам относят лесные пожары, распространение вредителей и болезней леса, инвазивных видов, загрязнение атмосферы, воды и почвы, нарушение трофических цепей и т.д. Среди антропогенных факторов следует отметить рубку леса, лесные пожары, проблемы в управлении лесами (законодательная база, кадры, финансирование лесного хозяйства и пр.), неверно определенные ценности и установленные приоритеты в области охраны, защиты и воспроизводства лесов и др.

Неблагоприятное действие на социальные функции леса оказывают несогласованные действия исполнительных органов власти в отношении организации территории для земле-, недро-, водо- и лесопользования, что напрямую или опосредовано затрагивает лесные территории. Например, в лесных поселках социальные услуги леса (пользование недревесными ресурсами леса, традиционными промыслами, охотничьими угодьями) могут пострадать из-за масштабных лесозаготовок, изъятия участков леса под строительство дороги, открытие карьера для добычи полезных ископаемых, прокладку газо- или нефтепровода. Так же, это может касаться научных и образовательных организаций, так как эти объекты инфраструктуры затрагивают или пролегают, например, вблизи или через постоянные пробные площади в опытных лесных культурах или вековом лесу.

Проблемой является отсутствие очистных сооружений и загрязнение водного и воздушного бассейнов крупных городов. Сокращение зеленых зон вокруг городов из-за расширения, например, коттеджных и дачных поселений ведет к снижению общественных рекреационных лесных площадей и снижению производства кислорода пригородными лесами – «зелеными легкими» городских агломераций.

Несмотря на то что социальные функции леса актуальны только для социума (общества), они напрямую влияют и на экологические функции леса, и одно только лесное хозяйство не в состоянии справиться с возникающими проблемами. Например, строительство дороги через лесной массив без гидротехнических сооружений (в частности, прокладки трубы под полотном дороги) может привести к нарушению гидрологического режима территории и резкому снижению экологических функций леса из-за его подтопления, заболачивания, усыхания и отмирания. В этом же ряду стоит и вопрос об охране нерестилищ рыб, в частности, нерестоохранных лесных полос, и здесь необходимо привлечение знаний ихтиологов, экологов, рыбоводов. Успешность функционирования полезащитных лесных полос нельзя оценить без привлечения агротехников. Экологические функции лесов санаторно-курортной зоны требуют привлечения врачей и курортологов.

Таким образом, для поддержания экологических функций лесов необходимы знания и участие не только лесоводов, но и других специалистов. А для охраны природы и сохранения лесов нужны усилия всего общества – как государственных структур и специалистов, так и гражданского общества.

Гражданское общество считается неотъемлемой частью правового государства, в ко- тором равноправные, свободные и ответственные граждане и общественные объединения имеют право (в пределах действующего законодательства), исходя из своих интересов и потребностей, дополнять, корректировать и регулировать деятельность государственных социальных институтов, структур и организаций на всех уровнях – от законодательной до исполнительной власти.

В России и во всем мире видное место в активности гражданского общества принадлежит неправительственным природоохранным организациям (НПО). Их вклад в становление и развитие охраны природы, ее законодательной базы, реализацию природоохранной политики, возникновение, формирование и развитие экологического образования и экологической культуры трудно переоценить. В целом, гражданское общество на протяжение новейшей истории России принимает активное участие в формировании экологической культуры населения страны, поскольку именно эколого-культурные императивы, приоритеты и ценности определяют общее направление развития социально-экологических практик и одновременно выполняют функцию их оценки и контроля, то есть являются критериями соответствия деятельности людей тем экологическим ценностям, смыслам и целям, на достижение которых направлена их деятельность.

Экологическая культура – компонент об- щей культуры, определяющий отношение человека и общества к природной среде его обитания. На современном этапе развития цивилизации экологическая культура направлена на осознанное сохранение природной экосистемы планеты от глобального до локального уровня для экологически безопасного жизнеобеспечения человека и общества.

Поскольку лесные отношения – часть взаимоотношений в социальном пространстве, следует говорить о воздействии леса на социальное пространство (рис. 61).

Большая работа ведется гражданским обществом в области лесовосстановления, особенно через систему школьных лесничеств, а также привлечения бизнес-структур к посадкам леса, в том числе, в качестве компенсации за причиненный лесам ущерб. По мере повышения культурного уровня и ответственности государственных структур, представители гражданского общества и делового сообщества всё чаще привлекаются через систему общественных слушаний к разработке перспективных проектов и планов развития лесного хозяйства и более экологичного использования лесов.

Следует отметить и чрезвычайную важность роли общеобразовательной школы и специализированных учреждений (лесные школы, техникумы, вузы и др.), т.к. именно на ранних стадиях воспитания и обучения закладываются основы экологических знаний и культуры. Большим подспорьем учителям и учащимся является принятие федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) последнего поколения, в которых заметное место принадлежит экологизации образования.

Помимо повышения уровня экологической культуры и знаний, учащимся необходимо приобретение экологических навыков и умений. В частности, рекомендуется принимать участие в подготовке и проведении таких мероприятий как всероссийский «День работни- ков леса», международный, российский или региональный «День птиц», региональный и местный «Месячник леса». Кроме того, необходимо вовлечение учащихся в федеральные, региональные и местные конкурсы, такие как юниорский лесной конкурс «Подрост», а так- же в акциях: «Посади дерево», «Лесные семе- на», «Лесная аптека», «Береги лес», «Скворечник», «Кормушка», «Муравей» и других. Участие в таких мероприятиях не только повышает уровень компетенций учащихся, но и стимулирует их познавательный интерес, стремление к самообразованию, влияет на выбор будущей профессии.

Следует помнить слова М. М. Пришвина, что «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты».

Основные требования к сохранению разнообразных функций лесов, участия гражданского общества изложены в Конституции Российской Федерации, иных федеральных, региональных, ведомственных и других законодательных актах и нормативных правовых документах. В первую очередь, это связано с охраной лесов от незаконной деятельности, лесных пожаров, вредителей и болезней. Основным проводником в этом направлении являются воспитание, просвещение и образование всех слоев населения, граждан страны. Заметное место в этом процессе принадлежит школьным лесничествам и эколого- ориентированным общеобразовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования (станции, центры, кружки юннатов, туристов и т.п.), общественным организациям.

Деятельность людей в лесу, равно как и ответственность за неправомерные действия, наносящие ущерб лесным участкам, регулируются лесным и административным, а в случае тяжких последствий – уголовным законодательством.

Сегодня наша страна испытывает огромную потребность в квалифицированных кадрах в сфере лесного хозяйства, охраны природы, лесного законодательства. Но только высоконравственный, неравнодушный человек, всем сердцем любящий и понимающий родную природу, может стать высококлассным специалистом и принести огромную пользу в месте своего проживания или работы, страны в целом.

Список рекомендуемой литературы

— Анцупов, Ф. Я. Конфликтология : учеб. для вузов.– 3-е изд./ Ф. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 496 с.
— Большаков, Н. М. Рекреационное лесопользование / Н. М. Большаков. – Сыктывкар : СЛИ, 2006. – 312 с.
— Ведение переговоров и разрешение конфликтов [пер. с англ.]. – М. : Альпина Биз- нес Букс, 2006. – 226 с.
— Доманова, Н. М. Здравствуй, лес! / Н. М. Доманова, В. К. Тепляков, А. Ю. Ярошенко. – М. : Изд-во Гринпис России: Изд-во Представительства Всемирного Союза Охраны Природы для России и стран СНГ, 2003. – 48 с.
— Доманова, Н. Климат в кредит. Пособие для Детей и Министров / Н. Доманова. – М., 2004. – 31 с.
— Ключевский, В. О. Сочинения : в 9-ти томах / В. О. Ключевский. – Т. 1, ч. 1. Курс русской истории. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.
— Леонов, Л. М. Русский лес : собр. соч. в 10 тт., т. 9./ Л. М. Леонов. – М. : Художественная литература, 1972.
— Лес и общество : Основы формирования обществ. мнения : Пособие для работни- ков лесн. хоз-ва. – М. : ВНИИЦ лесресурс, МСОП, 2000. – 208 с.
— Мартынов, А. Общеевропейская Стратегия сохранения биоразнообразия. Взгляд с Востока : Пособие для детей и министров / А. Мартынов, Н. Доманова, Е. Симонов. – М. : Рус. университет, 1998. – 27с.